facebook

miercuri, 12 noiembrie 2008

Валютный рынок и теория относительности

На днях нашёл интереснейшую дискуссию, в которой обсуждалась и моя статья про валютный рынок
Естественно, я не мог пройти мимо этой дискуссии. Причём, я хочу не оспорить или подтвердить какую-то точку зрения, а просто привести пару разъяснений.

Довольно-таки сложно понять, как сегодня действует международный валютный рынок и как каждая страна рассчитывает курсы валют. Для примера проще всего привести физику.

Как можно посчитать скорость в пространстве? Механика с этим справлялась просто - вводилась гипотетическая система координат, и по ней рассчитывалось передвижение тела и, соответственно, скорость. Когда стоишь на поверхности земли, это применимо и легко реализуемо - всё считается относительно поверхности. Однако достаточно выйти в космос, как вся система летит кувырком. Всегда нужно находить какую-то точку отсчёта, по отношению к которой будет рассчитываться скорость - будь то это планета, звезда или ещё что-то. Однако не следует забывать, что у каждого из этих тел есть собственная скорость движения.

То есть, если взять самую простую систему, из двух тел, скорость одного можно посчитать только относительно второго, и наоборот. А если ввести в уравнение и третье тело, окажется что первые два, помимо движения относительно друг к другу, движутся и относительно к новой системе координат.

Это как раз то что сказал Эйнштейн: всё относительно. Да, мы всегда можем выбрать что-то за точку отсчёта, но будьте уверены, что ваша точка тоже куда-то движется, и она отнюдь не абсолютна.

Возвращаясь к валютному рынку, аналогичность ситуации вас поразит. До тридцатых годов, курсы валют рассчитывались в соответствии с золотым стандартом - каждая национальная валюта соответствовала какому-то количеству золота, которое мого быть куплено в центральном банке той страны, и в соответствии с этим рассчитывался паритет валют, причём их официальные курсы относительно друг к другу не менялись длительные периоды времени. Однако искушенный взгляд жителя начала 21-го века сразу видит проблему этой системы - золото такой-же товар, как и все остальные, со своеи меняющейся стоимостью. Так как золотодобыча и, соответственно, золотые запасы стран не поспевали за ростом мировой экономики и товарооборота, система оказывала сдерживающее давление на экономику. По очереди страны начали отказываться от системы золотого стандарта  и конвертируемости валюты в золото (причём, как правило, во время военных действий, что очень характерно для любого правительства - когда экономике нужны деньги, это проблемы частных предпринимателей, а вот когда правительству они нужны, тогда можно и реформу сделать).

После второй мировой, были приняты Бреттон-Вудские соглашения, которые и создали сегодняшнюю мировую финансовую систему, включая IMF и World Bank. Тогда был принят стандарт валюта - доллар - золото. То есть, Федеральная Резервная Система США обеспечивала конвертируемость доллара в золото, а уже центральные банки других стран обеспечивали конвертируемость собственных валют в доллары. Американский доллар стал главной резервной валютой мира.

Однако к концу шестидесятых золотые резервы США значительно упали. На фоне войны во Вьетнаме (ха-ха) и растущей инфляции, 15 августа 1971-го года Никсон в одностороннем порядке отменил конвертируемость доллара в золото. На этом вся система рухнула. С этого момента, деньги стоят что-то не благодаря тому что существуют какие-то резервные активы (золото, серебро, валюта), а благодаря доверию пользователей к эмиссионному банку, наделённого власть выпускать деньги. В международных платежах, подавляющее большинство стран перешли на систему свободной конвертируемости валют. Это стало такой-же революцией, как в физике переход от классической механики, с её картезианскими координатами, к релятивистской, где координаты выбираются в каждом отдельном случае относительно чего-то.

Возвращаясь к проблемам молдавского лея, следует знать что его курс ко всем валютам считается через курс к доллару. Давайте разберёмся почему. Считать курсы лея напрямую ко всем валютам нецелесообразно, да и невозможно в большинстве случаев. Наш рынок очень мал, и по большинству валют просто нет спроса, предложения, или и того, и другого. Но даже по основным валютам, считать курсы “напрямую” для каждой из них было бы фатальной ошибкой. Предположим, к примеру, что НацБанк считает курсы как для доллара, так и для евро. На международных рынках евро стоит, например, 1,3 доллара. На внутреннем рынке доллар стоит 9,5 лей - спрос на доллары небольшой. А вот на евро сегодня спрос в Молдове побольше, и евро стоит, скажем, 14 лей. Получается что на внутреннем рынке евро стоит 1,47 доллара. Любой уважающий себя игрок на международном валютном рынке не преминёт возможностью заняться арбитражем - выиграть на разнице цен между разными рынками. У нас евро дороже чем на мировом рынке, поэтому иностранные игроку будут продавать в Молдове евро за лей и покупать на эти леи доллары, которые потом продадут на международных рынках за евро. Таким образом, независимый расчёт курсов приведёт к тому что наш валютный рынок станет предметом рейдерских “наскоков” крупных игроков, и я вас уверяю - одной операции в стиле Джорджа Соросса хватит на то, что-бы полностью обескровить и дестабилизировать наш денежный рынок.

По этой причине, реально у нас рассчитывается только один курс - лея к доллару. Его величина зависит только от внутренних факторов, точнее, от ежедневного спроса и предложения на доллар на нашем рынке. На этот курс абсолютно не влияют подъёмы или снижения курса доллара на международных рынках.

И тут вернёмся к нашему примеру из физики. На нашем валютном рынке доллар выбран той самой точкой отсчёта, по отношению к которой всё считается. Он “типа” абсолютен, равен единице, и его посредством котировки с международных рынков переводятся в курсы лея к этим валютам. То есть, один доллар равен 10 леям на нашем рынке, а евро равен 1,3 долларам на международных, соответственно, евро равен 13 леям.

На международных рынках официальной точки отсчёта нет. Там нельза сказать что именно произошло: вырос доллар или снизался евро. Именно по это причине в новостях мы всегда слышим: “доллар вырос по отношению к евро”, или “евро снизился по отношению к доллару”. По отношению.

У нас же всё априори считается по отношению к доллару. То есть независимо от того, что происходит на внешнем рынке, доллар всегда равен единице (то есть самому себе), и все изменения курса лея к  другим валютам обусловлен только изменениям курсов этих валют по отношению к доллару и, соответственно, курсом лея к доллару.

Выводы:

1. Курс доллара у нас зависит только от внутренних факторов. То есть, неправильно говорить: на международных рынках доллар обесценился по отношению к евро, почему у нас он сохранил стоимость? Правильно говорить: на внутреннем рынке не было значительных изменений в спросе и предложении, по этой причине курс стабилен.

2. Курс остальных валют никак не зависит от ситуации на внутреннем рынке. То есть, какими бы не были спрос и предложение на евро на нашем рынке, курс евро всегда будет равен курсу лея к доллару (у нас) помноженному на курс доллара к евро (на внешнем рынке).

3. И наконец. У нас абсолютно неправильно говорить: доллар снизился по отношению к евро. Правильно будет: евро укрепился по отношению к доллару. Это и отразится в курсах валют на нашем рынке.


Надеюсь, этот материал был полезен в лучшем понимании того, как именно считаются курсы валют. Если после его прочтения у кого-то остались какие-то подозрения по поводу махинаций на нашем рынке с курсом евро, будет интересно их послушать (то есть почитать).

12 comentarii:

  1. Натан, спасибо за пост. Многое, действительно, проясняет. По крайней мере, почему не стоит слушать фразы типа "Вот, во всем мире доллар растет, а у нас идет вниз" или что-либо в этом же духе.

    Тут у меня вопрос в другом.

    Ведь обвинения, звучащие периодически в прессе, сводятся к искусственному манипулируванию курсами валют. Это, в принципе, возможно? Ведь если курс доллара определяется исходя из внутреннего соотношения спроса и предложения на него, то НБМ, как мне кажется, имеет очень существенные рычаги влияния на этот самый курс, а соответственно и на курсы остальных валют.

    RăspundețiȘtergere
  2. Если вопрос состоит в том, есть ли у НБМ рычаги воздействия на курс, ответ прост: да, есть. А вот использутся ли эти рычаги, как они используются, и насколько они искажают реальную ситуацию, это уже совсем другой разговор, вести который я не готов.

    RăspundețiȘtergere
  3. В том то и дело Натан, что вы не готовы говорить, а ведь весь мой пост сводился к тому что махинации - "да, делаются", отвечая на вопрос Алекса. Ваша ссылка на физику не полностью подходящая, так как теория относительности Эйнштейна оспаривается, и существуют довольно серьезные работы в этом смысле. Все относительно лишь тогда, когда мы не видим всю картину, и не знаем ответа, или не понимаем полностью как и что происходит. Как говорят англичане, ваши аргументы "пропускают воду", например случай с "правительствами которым нужны деньги и делают реформы" - это ведь и есть манипуляция. Просто дело в том как мы класифицируем действия контролирующих органов. Они могут заявить официально, что кто-то купил на молдавском рынке кучу долларов, и это возействовало на его курс. Вроде все чисто, и рынок саморегулировался. Но, можно предположить что они не договаривают, что этот "кто-то" был из "своих", то есть соотечественник. А может никого и не было, ведь вам придется поверить на слово чиновникам, что была массивная скупка доллара/лея/другой валюты. Гегемония всегда порождает злоупотребления, потому что нет никакого контроля, даже не всегда есть механизм отслеживания злоупотребления, и потому можно навариться без неприятных последствий. Если жадный человек идет по улице и видит кошелек перед собой, и уверен что никто его не видит, разве он не присвоит себе находку?
    Вы говорите что курс доллара зависит от внутренних факторов, но это никак не противоречит тому что я писал, а наоборот, поддерживает. Вы признаете косвенно что "внутренние факторы" это сильные мира нашего, то бишь руководители или те кто имеют контроль над НБМ. Или вы считаете что НБМ независим от руководства страны?
    Именно об этом я и говорил в своей статье. Мой пост сводился к одной идее - что курсами валют манипулируют. А вы написали длинющий пост обьясняя сам процесс, но не анализируя случай Молдовы и не беря во внимание правила игры у нас в стране. Вы просто доступно обьяснили как должно быть, но не как все происходит на самом деле. Вы подразумеваете что манипуляций нет, чтобы уже в ответе Алексу допустить что манипуляции это другой разговор? Нет, Натан, мы именно о манипуляции и говорили с самого начала, а вы своим ответом признали что это возможно. Я использую логику основанную больше на качественном анализе, вы же просто описали процедуру, но не ясно указали что под "тихой гладью" этой процедуры есть куча "течений" - ведь у нас политическая система где сдержки и противовесы не существуют. Это была часть моего анализа, но вы сделайте количественный анализ, посмотрите на графики, почему в одном случае одна пара идентична, а другая нет, и это именно тогда, когда лей привязан к доллару? Просто сравните графики, и подумайте что они значат. Мне кажется мы имеем дело с простым уравнением имеющий одну неизвестную.

    RăspundețiȘtergere
  4. Здравствуйте, Думитру

    В первую очередь, мне жаль что вы пропустили начало моей статьи, в которой я указываю на то, что не хочу оспаривать ту или иную точку зрения на существование махинаций со стороны государства, а всего лишь рассказываю как считаются курсы валют. Именно это я и сделал.

    Написать всё это меня убедила ваша статья - где-то половина текста было посвящено сравнительному анализу курсов евро к доллару на международных рынках и этих валют к лею у нас. Из вашего текста было ясно что вы не понимаете процедуры расчета курсов валют, и я написал это пояснение. Насколько я понял, оно было полезно - кажется, где-то половина вашей статьи, в которой приводились аргументы основанные на неверном понимании технических аспектов была снята. Я могу быть только рад, что благодаря моей статье, качество материалов в молдавской блогосфере улучшилось.

    Однако, пройдемся по вашему комментарию. Моя ссылка на физику использовалась в качестве пояснения и аналогии. Что-либо из того что я говорил (про физику) неверно? Или вам аналогия не совсем понятна? Более того, ваш аргумент про то, что теория относительности оспаривается, просто смешон. Не будем обижать Эйнштейна. Сегодня теория относительности официально входит в инструментарий современной физики, и до следующего парадигматического сдвига в этой науке (а это будет, наверное, не скоро), она там и останется. И вообще, давайте будем более предметными. Какая часть теории относительности оспаривается? Общая или частная? Кам оспаривается? Можете дать имя, ссылочку?

    Далее... Мои аргументы пропускают воду. Как я уже говорил, статья была о том как считают курсы, а не о том, есть ли у нас махинации или нет. Я пишу статью о расчете курсов, вы мне говорите что я неправ. Я неправильно описал процедуру расчёта курсов? Где ошибка? Опять-же, больше предметности, Думитру.

    “Вы говорите что курс доллара зависит от внутренних факторов, но это никак не противоречит тому что я писал, а наоборот, поддерживает”. Да ради бога. Моей целью не боло оспаривать что-то, ещё раз посмотрите начало статьи.

    Из дальнейшего - да, ваш пост сводился к тому что курсами валют манипулируют. А мой вообще не имел отношения к правильности расчёта курсов, а всего лишь к процедуре расчёта. Так что вся ваша воинственность направленна не по адресу - я и не утверждаю что манипуляций нет.

    Про вашу пару графиков. Первая пара (доллар/евро и лей/евро) идентична потому что она и должа быть идентичной по определению - такова формула расчета. Вторая пара графиков (лей/доллар и евро/доллар) не может и не должна быть идентичной, потому что между этими графиками нет никакой связи. Вы что, считаете что из-за того что, например, Федеральная Резервная Система США повысит ставку рефинансирования (что однозначно повлияет на курс доллар/евро), нашим импортерам будет нужно меньше долларов??? И это как-то повлияет на внутренний курс доллара в Молдове? Международные курсы формируются на основании операций на мировом вылютном рынке, а наш курс доллара - на основании импортно-экспортных операций наших компаний и денежных переводов из-за границы. И связь между этими феноменами довольно-таки призрачна.

    Однако, Думитру, вы меня убедили. Давно хотел однозначно убедиться - есть махинации или нет, и если есть, то в каком обьеме. Сделайте это для меня: возьмите вчерашний курс доллара к лею, возьмите объемы спроса и предложения на доллар за сегодняшний день, посмотрите каков был бы курс на основании этой информации, потом посмотрите каким было вмешательство НБМ - в какую сторону и в каком объеме. Эти информации есть у НацБанка. Если их нет в открытом доступе, обратитесь с письменной заявкой на получение этой информации, у вас есть такое право. Проверьте по Денежно-кредитной политике, утвержденной на этот год, правильным ли было вмешательство НБМ, а если нет, то каким оно должно было бы быть и в каком объеме. В конце всех этих вычислений вы получите “правильный” курс доллара, и сможете посчитать и курсы остальных валют. Повторите эти расчеты хотя-бы за два месяца, чтоб у нас была статистически-показательная серия результатов. И прошу вас, сообщите и мне результаты ваших изысканий - я таких расчетов еще не видел, и было бы очень интересно посмотреть доказательство махинаций нашего правительства.

    А вообще, Думитру, мне очень жаль что вы так агрессивно восприняли мою статью. Она не была направлена ни против вас, ни против ваших выводов (и вообще, ни против никого), а всего лишь поясняла некоторые технические и малоизвестные аспекты. Я могу понять вашу досаду из-за того что аргументы которые казались вам “железными” оказались основанными на неверном понимании механизмов валютного рынка, но это не повод на меня кидаться. Более того, я отнюдь не сторонник нынешнего руководства страны и не верю в их безгрешность. Но! Любые высказывания должны быть предметными и основываться на фактах и доказательствах.

    Потому что именно это отличает заслуживающую интерес дискуссию от простого трепа.

    RăspundețiȘtergere
  5. Натан, не было никакой агрессии, не льстите себе. Надо различать агрессию от напористого стиля ведения беседы. Я ничего не пропустил в вашей статье, на своем блоге я ответил на вопрос Алексея. А вы в ответ на нашу беседу, которая сводилась к тому что курсом манипулируют, ответили уже на своем уже блоге, что вы не можете быть уверенным что не манипулируют. Отчего тогда весь сыр бор? Мне известны базовые принципы формирования курса валют на национальном рынке, хотя конечно я не знаю тему так детально как вы. Я не оспаривал это.

    Ваша аналогия мне безразлична, она ни "понравилась" ни "не понравилась" - просто она не отражает условия ситуации о которой мы говорим, в моем мнении. Насчет теории относительности - прежде чем смеятся, проследите пару месяцев за публкациями и новостями о развитии науки в мире - теория действительно оспаривается. А то что в учебниках физики Эйнштейн фигурирует так это потому что его теория лишь оспаривается, то есть открыты много факторов указывающие на возможные ошибки в теории, но это еще не доказано. Но если бы вы учили физику выше курса лицея или университета, то наверное вы бы смогли написать тут хорошее обьяснение про то как оспаривается или нет теория относительности. Ссылку дать могу, но не стану, потому что у меня нет времени терять на детские доказательства - для меня не принципиально верите вы мне или нет. Если у вас есть действительно интерес, то вы сами "покопаетесь" и найдете ссылку.

    Не припоминаю чтоб я говорил что вы были неправы по расчетам курса - я говорил это о ваших интерпретациях, а расчет и интерпретация это разные вещи, хоть тут надеюсь вы со мной согласитесь.

    "Из дальнейшего - да, ваш пост сводился к тому что курсами валют манипулируют. А мой вообще не имел отношения к правильности расчёта курсов, а всего лишь к процедуре расчёта. Так что вся ваша воинственность направленна не по адресу - я и не утверждаю что манипуляций нет."

    Наверное этот ваш параграф суммирует и мое мнение только в зеркальном отражении :) - я не воинственен к вам Натан, возможно произошл рефлекторная реакция, я склонен считать у вас, а вы подозреваю - у меня. Подчеркиваю - я не оспариваю процедуру расчета курса, который вы представили а лишь некоторые ваши интерпретации, которые вы сами частично уточнили позже. Надеюсь мы тут с вами пришли к пониманию.

    Хочу лишь добавить, что я не снимал ничего из своей статьи. И я не вижу ошибок в том как я тему представил - возможно виной моя невежественность :). Но, насколько я вижу, наше с вами различие (одно) в том, что вы придерживаетесь шаблонов, говорите вот процедура, а я делаю шаг дальше, и указываю на то что из-за непрозрачности системы существует 100% вероятность злоупотреблений и дал тот пример с деньгами на дороге, когда никого нет на улице, чтоб увидеть как прохожий поднял и присвоил их.

    Насчет вашей подсказки с Нацбанком - это меня расмешило, в хорошем смысле. То не моя работа, уважаемый, пусть расчеты эти делают специалисты, а я лишь указал на тренд. Но, то что вы намекаете что возможно "поймать" государство на махинациях тоже смешно, уже в плохом смысле. Чтобы поймать махинаторов нужен доступ к информации - а вы или я, его не получим, хотя как вы сами указываете на то, имеем на то право. Кстати, вы когда-нибудь просили письменно какой-нибудь чувствительной с точки зрения властей информации от госучреждений? Я да, давненько, и получил ответ, но не информацию, которую жду до сих пор.

    И как финальный аккорд: я не в суде чтоб представить письменные доказтельства, так как я и не обвиняю никого, а просто привлекаю внимание к возможным махинациям. Как гражданин я не могу оставаться в стороне, и ничего не делать, хотя бы пишу об этом. Если вы считаете это трепом - :) не собираюсь никого ни в чем разубеждать. Каждый человек должен сам приходить к определенным выводам, к тому же если я не прав, то значит я сохраню свое и ваше время; а если я прав, то мне безразлично что думают другие по этой теме.

    RăspundețiȘtergere
  6. Natan, in continuarea discutziei, o intrebare:
    in ce mod este reprezentativ cursul actual al dolarului fatza de cererea/oferta actuala pe piatza interna?

    RăspundețiȘtergere
  7. Здравствийте, Думитру

    Сперва не хотел отвечать на ваш последний комментарий, но так как пришли ещё комментарии, и следуя принципу отвечать по очереди, то...

    Моей изначальной ошибкой было то, что я принял всерьёз и ваш пост, и ваши коментарии к моей статье. Однако вы просто делаете какие-то утверждения, которые отказываетесь подтверждать какими-то аргументами.

    Начнём с теории относительности в данном контексте. Вы пишете что она неподходящая и что теория относительности оспаривается. Теория относительности применима в случаях когда не существует абсолютных "точек опоры". Это как раз случай стоимости чего либо - стоимость следует выражать в чём-то другом - например, стоимость лея можно считать в долларах, или в евро, или в граммах золота, или в буханках хлеба... Но так как всё это в свою очередь имеет стоимость, мы получаем существующую на сегодняшний день систему относительных ценностей. Это как решать систему с тремя неизвестными, имея только два уравнения - одну неизвестную всё равно придётся выражать через любую из остальных двух.

    Но естественно вам в это было неинтерестно вникать. Для вас главное было не согласиться и сказать что я неправ, а уже то, прав я или нет, для вас дело десятое. Вот вы и сказали, что пример неподходящий, потому что теория относительности оспаривается. Хотя объяснить, в чём именно она оспаривается, вы затруднились. То есть, попросту не знаете.

    Возвращаясь к манипулированию на валютном рынке, не могу не отметить ту же схему аргументации. Вы что-то утверждаете, однако наотрез отказываетесь приводить какие-то аргументы (ваши графики в счёт не идут, они всего лишь показывают что да, евро у нас считается через кросс-курс). Однако экономика - не религия, и тут используются другие аргументы, нежели верю - не верю. Потому что если существование Бога эмпиричесским способом невозможно доказать, то в других отраслях знаний получение доказательств является обязательным условием для утверждения чего-либо. Тем более если вы так продвинуты в теории относительности и последних физических изысканиях, должны знать основу основ научного метода - рабочая теория без эмпиричесских доказательств остаётся всего лишь теорией.

    Однако я рад что в конце концов всё прояснилось, и мы поняли друг друга. Смысл вашей статьи следующий: вы Верите что на нашем валютном рынке осуществляются маипуляции. Ну что-же, это ваше право. Просто из-за серьёзности статьи, я подумал будто вы Утверждаете что осуществляются махинации. Это меня не могло не заинтересовать - как вы уже убедились, доказать это - довольно-таки кропотливая работа, и тот кто это сделает, заслужит всё моё уважение (да и не только моё).

    Зато я понял почему вы пишете о политике - это должно быть вам очень близко. Потому что именно в нашей отечественной политике это встречается зачастую - делать абсолютно беспочвенные утверждения и давать такие-же обещания.

    RăspundețiȘtergere
  8. Buna, Neon

    Cursul dolarului îmi pare destul de normal, în contextul evoluției sale din ultima jumătate de an. Remitențele sunt mari (încă), așa că valută pe piață este. De obicei la finele anului lumea mai trimite bani acasă...

    Oricum, cred că una dintre urmările crizei pentru Moldova va fi diminuarea fluxului valutar ca vine în țară și, respectiv, deprecierea leului. Dar aceasta se va manifesta peste 3 - 6 luni.

    RăspundețiȘtergere
  9. Natan, ce discutie interesanta cu Dumitru acesta.
    Foarte instructiva si distractiva.

    RăspundețiȘtergere
  10. Marcel, mă bucur că ai găsit aceasta interesant... dar mai ales distractiv. :)

    RăspundețiȘtergere
  11. Natan, buna ziua.
    Spune-mi te rog, de ce uneori cursul de schimb al caselor valutare, inclusiv al bancilor comerciale, difera foarte mult de cel al BNM, in plus, nu se respecta deloc cross-ul de care ai pomenit mai sus.
    Sa inteleg, ca ele nu au nici un fel de legatura cu ce face BNM?
    Multumesc.

    RăspundețiȘtergere
  12. Buna
    Cursul oficial este doar unul orientativ pentru casele de schimb valutar. Sigur, în condiții normale prețurile de cumpărare a valutei vor fi mai mici ca cursul oficial, iar cele de vânzare - mai mari. De altfel, după această diferență putem vedea lichiditatea unei valute - la acelea cu care tranzacțiile se fac mai frecvent (USD, EURO, RON, RUB) diferența procentuală între prețuri este destul de mică, pe când la valutele mai exotice diferența e chiar semnificativă.
    Diferențele mari între cursul oficial și acel din casele de schimb valutar apar când pe piață au loc perturbări mari, dar atunci cursul oficial destul de repede se ajustează la acel real, sau când mai mult timp nu se face calculul cursurilor oficiale (week-enduri sau sărbători lungi, cum ar fi acum la anul nou).

    RăspundețiȘtergere